Вход

Республика Саха (Якутия)

Площадь 3 083 523 км²
Население региона 971 996 чел.
Административный центр город Якутск
Население города 322 987 чел.
Сайт инвестиционного портала www.investyakutia.com

Раздел содержит описание мер государственной поддержки, предоставляемых Республикой Саха (Якутия) инвесторам при реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах ГЧП. В настоящем разделе под ГЧП понимаются любые формы взаимодействия публичной и частной сторон в целях строительства (реконструкции) инфраструктурных объектов.

Меры

Требования

Финансовые меры государственной поддержки

Налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит (подробнее см. налоговые льготы)[1]

Общие требования к инвесторам

Инвестор не осуществляет деятельность в следующих сферах:

  • игорный бизнес
  • производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ)
  • добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа)
  • деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта)

Проект прошел экспертизу, предусматриваищую оценку соответствия инвестиционных проектов экономическим, технологическим, юридическим, социальным, экологическим, иным требованиям и стандартам, а также оценку эффективности использования средств республиканского государственного бюджета, направляемых на капитальные вложения в целях реализации инвестиционных программ и проектов («экспертиза проекта»)

Льготные условия предоставления и пользования имуществом, находящимся в собственности региона, земельными участками (подробнее см. порядок предоставления земельных участков)[2]

Участие региона в комплексных промышленно-инфраструктурных инвестиционных проектах, в том числе на основе механизмов ГЧП[1]

Заключение соглашений о ГЧП, концессионных соглашений, заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений

Государственные гарантии региона[1]

Распространяются общие требования к инвесторам

Инвестор дополнительно одновременно:

  • не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Республикой, а также неурегулированных обязательств по государственным гарантиям, ранее предоставленным Республикой, на дату обращения принципала за получением государственной гарантии
  • не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Республикой, а также неурегулированных обязательств по государственным гарантиям, ранее предоставленным Республикой, на дату обращения принципала за получением государственной гарантии
  • прошел анализ финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии

Проведена экспертиза проекта

Бюджетные ассигнования:[2]

  • бюджетные инвестиции,
  • предоставление субсидий:
  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений, бюджетам муниципальных образований
  • бюджетным и автономным учреждениям, ГУПам на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение в государственную собственность объектов недвижимого имущества
  • юридическим лицам, 100 % акций (долей) которых принадлежит Республике, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством РФ
  • юридическим лицам-коммерческим организациям, не являющимся ГУПами и юридическими лицами, 100 % акций (долей) которых принадлежит Республике, на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры, на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными капитальными вложениями в объекты инфраструктуры, находящиеся в собственности указанных юридических лиц

Распространяются общие требования к инвесторам

Инвестор дополнительно одновременно:

  • не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ
  • не имеет просроченной задолженности по возврату в государственный бюджет Республики субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной задолженности
  • не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не имеет ограничения на осуществление хозяйственной деятельности
  • дал согласие на осуществление обязательных проверок уполномоченными органами соблюдения условий и порядка предоставления субсидий
  • соблюдает запрет на приобретение за счет субсидии иностранной валюты
  • не является иностранным юридическим лицом или российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является офшорная территория, превышает 50%
  • не имеет случаев нецелевого использования бюджетных средств и полностью не устраненных нарушений условий предоставления субсидий по ранее полученным субсидиям
  • проведена экспертиза проекта

Налоговые льготы для региональных инвестиционных проектов (РИП) (подробнее см. налоговые льготы)[3]

Реализация регионального инвестиционного проекта (РИП):

Инвестор одновременно:

  • осуществил государственную регистрацию на территории Республики
  • не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами региона
  • не применяет специальных налоговых режимов
  • не является участником консолидированной группы налогоплательщиков
  • не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией
  • не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития
  • Ранее не был участником РИП и не является участником иного реализуемого инвестиционного проекта

Проект одновременно:

  • прошел экспертизу проекта
  • предусматривает производство товаров в результате реализации РИП на территории Республики
  • не направлен на цели:
  • добычи и (или) переработки нефти, добычи природного газа и (или) газового конденсата, оказания услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;
  • производства подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
  • осуществления деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%
  • объем капитальных вложений не менее:
  • 50 млн руб. при осуществлении капитальных вложений в срок до трех лет со дня включения организации в реестр РИП (для РИП в сфере добычи руд и песков, драгоценных металлов – 500 млн руб. в тот же срок)
  • 500 млн руб. при осуществлении капитальных вложений в срок до пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП (для РИП в сфере добычи руд и песков, драгоценных металлов – 5000 млн руб. в тот же срок)
  • каждый РИП реализуется единственным участником

Требование к производству товаров в результате реализации РИП на территории Республики также признаются выполненными в случаях:

  • производства товаров участником РИП в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких регионов, где могут применяться меры государственной поддержки для участников РИП
  • РИП направлен на добычу полезных ископаемых и участок недр частично расположен за пределами Республики
  • РИП направлен на добычу драгоценных металлов и предусматривает их последующий аффинаж в специализированных организациях

Предоставление бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда Республики Саха (Якутия)[4]:

  • бюджетные ассигнования региона в целях: подготовки конкурсной документации, подготовки и проведения конкурсов на право заключения СГЧП, КС, финансирования работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков, финансирования разработки проектной документации, финансирования осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, подготовки и проведения конкурсов по выбору консультантов и иных подрядных организаций
  • предоставление субсидий инвестору
  • предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета региона в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований при реализации инвестиционного проекта

Проект одновременно:

  • прошел экспертизу проекта
  • включен в государственную программу
  • включен в реестр инвестиционных проектов Республики

Предоставление мер государственной поддержки для инвесторов, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, в форме возмещения затрат за счет средств государственного бюджета Республики на:

  • создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта
  • плату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта

Требования к инвестору и инвестиционному проекту закреплены в законодательстве о защите и поощрениии капиталовложений

Меры поддержки для организаций-управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и кластеров, промышленных технопарков, резидентов индустриальных (промышленных) парков и кластеров, промышленных технопарков, инвесторов, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт (СПИК)[5]:

  • финансовая поддержка в виде субсидий и налоговых льгот (подробнее см. налоговые льготы)
  • передача во владение и пользование земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на льготных условиях
  • предоставление финансовой поддержки за счет средств Государственного фонда развития промышленности Республики Саха (Якутия) в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга)
  • поддержка научно-технической и инновационной деятельности
  • поддержка в области внешнеэкономической деятельности
  • Требования для организаций-управляющих компаний и субъектов деятельности индустриальных (промышленных) парков установлены ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" («Закон о промышленной политике»), Требованиями к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 № 794
  • Требования для организаций-управляющих компаний и субъектов деятельности промышленных технопарков установлены ч. 1 ст. 191 Закона о промышленной политике, Требованиями к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1863
  • Требования для организаций-управляющих компаний и субъектов деятельности промышленных кластеров установлены ч. 1 ст. 20 Закона о промышленной политике, Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 № 779
  • Требования для инвестиционных проектов, инвесторов, реализующих проект на основании СПИК, устанавливаются ч. 4 ст. 16 Закона о промышленной политике, постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности"
  • Прошел экспертизу проекта

Меры поддержки для резидентов территории опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) (ТОСЭР)[6]

  • Проведение экспертизы проекта
  • Требования к инвесторам и к инвестиционным проектам устанавливаются ст. 13 Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", ст. 2844 Налогового кодекса РФ, Требованиями к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утв. постановлением Правительства РФ от 22.06.2015 № 614

Меры государственной поддержки резидентов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)[7]:

  • возможность проведения проверок в отношении резидентов АЗРФ только по согласованию Минвостокразвития России в сокращенные сроки
  • налоговые льготы (подробнее см. налоговые льготы)
  • Субсидирование на возмещение процентной ставки по кредитам, на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционного проекта
  • право на предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов
  • сокращенные сроки общественного обсуждения и публичных слушаний при осуществлении градостроительных мероприятий, одновременное осуществление экологической экспертизы и государственной экспертизы проектно-сметной документации
  • право управляющей компании на защиту резидентов в суде
  • режим свободной таможенной зоны

Инвестор одновременно:

  • планирует реализовать в АЗРФ новый инвестиционный проект или указанные в заявке виды предпринимательской деятельности не осуществлялись им ранее[8]
  • планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на территории одного или нескольких муниципальных образований, которые относятся к сухопутной территории АЗРФ и одно из которыъ является местом государственной регистрации инвестора
  • планирует осуществить объем капитальных вложений в размере не менее 1 млн руб.
  • не находится в статусе ликвидации, реорганизации или банкротства
  • не имеет задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов инвестора
  • инвестор или его участники, доля которых составляет 10 и более процентов, единоличный исполнительный орган, его заместители, привлекаемые к реализации проекта подрядчики, имеют опыт реализации проектов[9]
  • не имеет статуса кредитной, страховой организации, инвестиционного, негосударственного пенсионного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, ломбарда, участника соглашений о разделе продукции
  • инвестор или его участники, доля которых в уставном капитале составляет 10 и более процентов, либо единоличный исполнительный орган или его заместители, не имеют регистрации в офшорной зоне

Проект одновременно:

  • имеет цели, соответствующие целям документов стратегического планирования, определяющих направления социально-экономического развития АЗРФ
  • полная стоимость не менее 300 млн руб.
  • общий размер средств государственной поддержки не превышает 20% частных инвестиций
  • предполагает создание новых рабочих мест
  • имеет положительную либо равную нулю бюджетную эффективность в течение 10 лет с момента отбора инвестиционного проекта
  • производственная площадка расположена на АЗРФ
  • доля собственных средств инвестора составляет не менее 15% полной стоимости инвестиционного проекта

Нефинансовые меры государственной поддержки

  • Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна"
  • Содействие развитию импортозамещающих и экспортоориентированных производств
  • Обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, с ходатайством о выдаче иностранным инвесторам официального приглашения на въезд в РФ для целей реализации проектов на территории региона
  • Координация действий участников инвестиционной деятельности, включая реализацию комплексных инвестиционных проектов
  • Организация и проведение мероприятий в сфере конгрессно-выставочной деятельности
  • Информационная поддержка инвестиционной деятельности
  • Организационное содействие в реализации проектов в части адаптации инфраструктурной, образовательной и кадровой политики
  • Содействие сотрудничеству субъектов инвестиционной деятельности с институтами развития, хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Республики
  • Подготовка экспертных заключений по инвестиционным проектам
  • Иные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности


[1] Основанием предоставления мер государственной поддержки является инвестиционное соглашение (договор), предусматривающий систему целей, задач, принципов и приоритетов, а также мер государственной поддержки инвесторов в реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в Республике и способствующих достижению долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития Республики, формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиционных ресурсов в экономику Республики.

[2] Основанием для получения мер государственной поддержки является инвестиционное соглашение. Меры государственной поддержки предоставляются на срок действия инвестиционного соглашения, который определяется исходя из срока реализации инвестиционного проекта. При реализации инвестиционных проектов основанием предоставления субсидий является концессионное соглашение, соглашение о государственно-частном партнерстве.

[3] Основанием для получения мер государственной поддержки является инвестиционное соглашение. Меры государственной поддержки предоставляются на срок действия инвестиционного соглашения, который определяется исходя из срока реализации инвестиционного проекта. Помимо инвестиционного соглашения, при реализации инвестиционных проектов основанием предоставления субсидий является концессионное соглашение. Для РИП основанием предоставления также является решение о включении организации в реестр участников РИП.

[4] Основанием является решение о включении проекта в государственную программу, принятое коллегиальным консультативно-совещательным органом Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере ГЧП.

[5] Основанием является соглашение об осуществлении деятельности на территории индустриального (промышленного) парка, промышленного технопарка и кластера, заключаемое между инвестором и управляющей компанией. Предоставление мер государственной поддержки на срок действия соглашения и реализации инвестиционного проекта, который планируется реализовать в индустриальном (промышленном парке), промышленном технопарке, кластере. Основанием для получения мер государственной поддержки инвесторов, реализующих СПИК, является СПИК, а также включение инвестора в реестр СПИК.

[6] Основанием является соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР, заключаемое с управляющей компанией. Меры государственной поддержки предоставляются на срок действия соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

[7] Основанием предоставления мер государственной поддержки является соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности, заключаемое с управляющей компанией, а также внесение инвестора в реестр резидентов АЗРФ.

[8] Проект признается новым, если объем капитальных вложений, осуществленных при его реализации, не превышает 25% от общего объема капитальных вложений, предусмотренных бизнес-планом проекта, без учета расходов на приобретение права пользования участками недр.

[9] Требования установлены для инвесторов, планирующих участвовать в отборе инвестиционных проектов в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 № 297 "Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации".



Регулирование: